«ПРО КИШИНЕВ И ПРО СЕБЯ»
21 сентября 1820 года – дата в истории нашего города особенная. В этот день, ровно 190 лет назад, в Кишинев приехал А.С.Пушкин. Этому событию посвящена выставка «Про Кишинев и про себя», открытая в Доме-музее поэта.
Пушкину 21 год, за его плечами – Царскосельский лицей, служба в Коллегии иностранных дел, успех в кругах литературных и немилость царя Александра 1: «Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь их наизусть читает». И только благодаря заступничеству влиятельных друзей поэта ссылка была заменена служебной командировкой. «Коллежский секретарь Александр Пушкин отправлен по надобности службы к Главному попечителю колонистов Южного края России г.Генерал-Лейтенанту Инзову», - так значилась цель поездки в подорожной, выданной поэту. С ним была и депеша о назначении И.Н.Инзова полномочным наместником Бессарабской области.
6 мая молодой поэт выехал из Санкт-Петербурга, не подозревая, что вернется сюда лишь чрез семь долгих лет. Что взял с собой Пушкин в свою первую ссыл-
ку, что привез он в Кишинев? В его багаже том Шекспира и портреты двух поэтов, которыми он особо дорожил и не расставался всю жизнь. Один из них – подарок старшего друга и наставника В.А.Жуковского с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, Великая пятница», а второй - кумира всей прогрессивной молодежи того времени Джорджа Байрона.
Но в Кишинев Пушкин приехал не сразу. Дорога его пролегла через Екатери-
нослав(ныне Днепропетровск), где служил Инзов, юг России, Кавказ и Крым. В первом кишиневском письме к брату Левушке от 24 сентября 1820 года поэт восторженно писал: «Счастливейшие минуты моей жизни провел я посреди семейства почтенного Раевского. Суди, был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался,- счастливое, полуденное небо, прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение, - горы, сады, море…». Незабываемые яркие впечатления, замыслы и черновики новых произведений привез с собой в Молдавию Пушкин. Поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», многие стихи, написанные в Кишиневе, - творческий результат его южных странствий.
Открывают выставку копии известных картин И.К. Айвазовского и И.Е.Репина «Прощай, свободная стихия!», «Пушкин на берегу моря» И.К.Айвазовского и работа А.Ф.Колыбняка «Крым. Бахчисарай».
Конечным пунктом южных путешествий стала Одесса, откуда Пушкин выехал к новому месту службы, и 21 сентября тройка лошадей примчала его в Кишинев. О том, что представлял из себя город в начале Х!Х века и каким увидел его поэт, рассказывет наша выставка, дополняя и обогащая постоянную экспозицию музея.
Кишинев начала позапрошлого века – маленький городишко на реке Бык с населением около 10 тысяч человек. С 1818 года он стал именоваться столицей Бессарабской области, и тогда были сделаны новые шаги в его развитии. Бытовую и историческую атмосферу молодой столицы лучше всего воссоздают воспоминания современников Пушкина, друзей и сослуживцев по кишиневской ссылке. «Старый город на отлогом склоне горы делился: на нагорье, где жили вельможи…, на топкую улицу, на Булгарию, или предместье болгар, садовников и огородников по реке Быку. Новый, русский город, на горе, обустроился уже при содействии губернской архитектуры. Его украшали и деревянные тесовые и кирпичные штукатурные здания. На самой возвышенности стояла митрополия, экзархия армянская, и аллеи вновь посаженного сада, воспетого в подражание московскому бульвару», - писал А.Ф.Вельтман. В Кишиневе было восемь церквей, множество лавок и мастерских и более двух тысяч жилых домов. Современники вспоминают об «узких, нечистых улицах» города и о том, что лишь «семь или восемь каменных домов торчали посреди сотни лачужек». Дома эти располагались в основном по ул.Николаевской (ныне Колумна) между ул.Семинарской (теперьБэнулеску-Бодони) и ул.Губернской (с 1899г. ул.Пушкина).
К сожалению, время и люди не пощадили архитектурных реликвий тех времен. С каждым годом их становится все меньше. Не сохранился и дом боярина Донича, который считался самым роскошным в Кишиневе. Его снимал И.Н.Инзов, здесь находилась канцелярия наместника и здесь, по его приглашению, жил Пушкин. В этом доме познал он расцвет своего творчества «бессарабскую весну» 1821 года. Нет на карте нынешнего города здания, где квартировал приятель поэта Н.С.Алексеев, у которого он жил до отъезда в Одессу. На наших глазах изменился до неузнаваемости дом боярина Варфоломея (ныне здание «Лукойла») и снесен дом вице-губернатора Т.Крупенского, где находился первый городской театр и где на балах бывали Пушкин и К.Стамати.
К счастью, время все же сохранило для потомков несколько архитектурных раритетов. Один из самых ценных - скромный домик по бывшей ул.Антоновской, 19 – первый кишиневский адрес поэта. «Пушкин приехал в Кишинев 21 сентября…остановился в заезжем доме у Ивана Николаевича Наумова…Дом и флигель очень опрятные и неглиняные; тут останавливались все высшие приезжавшие лица», - вспоминал И.П.Липранди. С 1948 года в этом историческом здании был открыт музей, а с 1987 года в нем размещена мемориально - бытовая экспозиция, рассказывающая о первых месяцах пребывания А.С.Пушкина в Бессарабии.
Улочки старого города и сегодня сохранили удивительное ощущение присутствия здесь поэта. Так же круто сбегает вниз с холма, где стоял когда-то дом Инзова, неблагоустроенная, вся в рытвинах, улица, ведущая к Благовещенской церкви, которую не раз посещал молодой поэт. Считается, что здесь зародился замысел поэмы «Гавриилиада», написанной в Кишиневе. Недалеко от церкви сохранился дом грека Кацики, в нем размещалась масонская ложа «Овидий» № 25. Южные декабристы использовали ее в политических целях, и вскоре кишиневская ложа была закрыта, а за ней «уничтожены в России все ложи». После ликвадации организации остались неиспользованные амбарные книги в кожаных переплетах, их собратья по ложе подарили поэту. Сегодня эти книги известны как «масонские» тетради Пушкина, в них он начал в Кишиневе роман в стихах «Евгений Онегин», писал поэму «Цыганы» и многое другое. Одна из «масонских» тетрадей представлена в экспозиции музея.
На выставке можно увидеть более двадцати автографов поэта, большинство с портретами его кишиневских знакомых – друзей, сослуживцев, местных красавиц, молдавских бояр. Около 50 портретов своих современников оставил нам А.С. Пушкин в кишиневский период, часто это единственные изображения известных горожан того времени.
Кишинев был совсем не похож на те города, в которых до сих пор приходилось бывать Пушкину. Гуляя по немощеным кишиневским улочкам, он наверняка испытывал примерно те же чувства, что и А.Ф.Вельтман, прибывший сюда двумя годами ранее: «Первое, что бросилось мне в глаза, были шинки и мелочные лавки, почти во всяком доме на окошках стояли в бутылках вино и водка, а на широких оконных ставнях табак, сера, гвозди, дробь, веревки, мешти, кушмы, кошковал, масло…- Всемогущий! – думал я. – Здесь везде продают; где же живут те, которые покупают?...Экипажей встречал я без счета; здесь, по большей части, все ездят в колясках, от последнего мазила с бритой бородой до первого боярина с длинной бородой. Но молдавские кони не соответствуют венским экипажам… молдавские куконы и куконицы по наружности очень похожи на русских госпож и барышен, французских мадам и мадмуазелей, испанских донн, английских леди и мисс, немецких фрау и фрейлен и так далее…Встречал повсюду русских, молдаван, греков, сербов, болгар, турков, жидов и пр.». « Насмотрелся на атлетическую борьбу булгарскую, на джок молдаванский, на музыку цыганскую, на кущи жидовские; зашел в бакалею греческую, в кафейню турецкую, взглянул безучастно на явный признак просвещения - на вывеску «Marchande de modes» французскую…и, в заключение, разменял бумажку русскую на медное серебро австрийское. Приехать из глухого переулка Белокаменной Москвы на перекресток брожения и столкновения всех древних народов Азии и Европы и найти их в такой дружбе и согласии очень приятно».
На выставке представлены живописные картины Л.П.Григорашенко «Пушкин на Ильинском базаре» и «Пушкин у колодцев на Болгарской стороне», акварели Э.И.Килдеску и графические работы Б.И.Лебедева. Все они изображают городские пейзажи и реальные эпизоды из жизни поэта кишиневского периода.
«Пушкина, одаренного самым пламенным воображением, внезапно перенес- шегося в край, вовсе не схожий с тем, что мы видели в Европе, должно было занимать все, встречавшееся в Кишиневе, особенно в эпоху 1821 года. Впечатления эти, несомненно, должны были действовать сильнее на молодого поэта, нежели на всех других. Он ловил то, что более его поражало», - писал в своих воспоминаниях И.П.Липранди.
А поражаться было чему. Атмосфера «Вавилона в миниатюре», как называли современники Кишинев, была пропитана свободолюбивыми идеями. На глазах Пушкина вершились судьбы целых стран и близких ему людей: крах греческого национально-освободительного движения, разгром Кишиневской управы декабристов, ликвидация масонской ложи, арест друзей – все это на фоне выступлений народных мстителей – гайдуков. А.С.Пушкин был не просто очевидцем, он был активным участником и летописцем этих событий: «Никто более меня не следовал за исполинским ходом нашего времени». Приехав в Кишинев восторженным романтиком, он вырос как поэт, сформировался как личность и гражданин. Несмотря на кажущуюся легкость здешнего времяпрепровождения, для Пушкина это были годы возмужания. Да, в Кишиневе он был молод и горяч, ему хотелось все испробовать и все испытать. Он мечтал сражаться за свободу Греции, защищал на дуэлях всякое поползновение на свою честь, бывал на балах и вечерах, участвовал в дружеских застольях, воспевал кишиневских красавиц. Но три года кишиневского периода отмечены также напряженным творческим трудом, о чем писал сам поэт в стихотворном послании «Чаадаеву» в 1821 году:
Оставя шумный круг безумцев молодых,
В изгнании моем я не жалел об них;
Вздохнув, оставил я другие заблужденья,
Врагов моих предал проклятию забвенья,
И, сети разорвав, где бился я в плену,
Для сердца новую вкушаю тишину.
В уединении мой своенравный гений
Познал и тихий труд, и жажду размышлений.
Владею днем моим; с порядком дружен ум;
Учусь удерживать вниманье долгих дум,
Ищу вознаградить в объятиях свободы
Мятежной младостью утраченные годы
И в просвещении стать с веком наравне.
Около ста экспонатов представлены на выставке, многие впервые покинули фондохранилище. Интересны предметы быта и декоративно-прикладного искусства, которыми пользовались наши предки в начале Х!Х века. Они сформированы в тематические комплексы: кишиневские красавицы, чиновники и офицеры, церковь и духовенство, этнография и фольклор.
Впервые посетители увидят документы из архива генерала И.Н.Инзова, в том числе его рапорт царю от 28 июля 1820 года о прибытии в Кишинев и вступлении в должность наместника Бессарабии. Из чего следует, что если бы не доброта Ивана Никитича (позволение приболевшему юноше поправить здоровье с семьей Н.Н.Раевского на кавказских водах), то дату приезда А.С.Пушкина в Кишинев мы отмечали бы почти на два месяца раньше.
Молдавия оставила глубокий след в памяти великого поэта. До конца ней он сохранил добрые отношения со многими кишиневскими знакомыми. В письме к Н.С.Алексееву от 26 декабря 1830 года он писал: «Пребывание мое в Бессарабии доселе не оставило никаких следов, ни поэтических, ни прозаических. Дай срок – надеюсь, что когда-нибудь ты увидишь, что ничто мною не забыто». Удивительное признание, если учесть, что исследователи насчитывают более 220 сочинений, написанных, начатых и задуманных в Кишиневе, в их числе четыре южные поэмы и шестнадцать первых строф романа «Евгений Онегин». Яркие местные впечатления бередили творческое воображение и заставляли Пушкина в более поздние годы обращаться к бессарабским образам и темам. Много произведений, связанных с Молдавией, были написаны уже после отъезда поэта из Кишинева.
В письме к брату от 25 августа 1823 года он, по сути, признается в любви к нашему краю и городу: «Я насилу уломал Инзова, чтобы он отпустил меня в Одессу, - я оставил мою Молдавию и явился в Европу…да новая печаль мне сжала грудь – мне стало жаль покинутых цепей. Приехал в Кишинев на несколько дней, провел их неизъяснимо элегически – и, выехав оттуда навсегда, - о Кишиневе я вздохнул».
Ольга Батаева. Зав.отделом Дома-музея А.С.Пушкина в Кишиневе.
главная