Памятник А.С.Пушкину в Кишинёве



«Я ПАМЯТНИК СЕБЕ ВОЗДВИГ…»


130 лет памятнику А.С.Пушкину в Москве

125 лет памятнику А.С.Пушкину в Кишиневе


Вряд ли мог представить А.С.Пушкин, когда писал о том, что « не зарастет народная тропа» к воздвигнутому им «нерукотворному» памятнику, что спустя два столетия после его рождения в мире будет установлено почти 700 памятников в его честь. Накануне дня Памяти Пушкина в Доме-музее поэта открыта выставка, посвященная «рукотворным» памятникам гению русской поэзии. Монументы поэту, который сам за границей ни разу не был, установлены в США, Китае, Индии, Норвегии, Мексике, Испании, Финляндии, на Кубе, Кипре и в других странах.

Однако первый в истории памятник в честь Пушкина появился не в России, а в Италии. Это была античная беломраморная стела с высеченной надписью «А.Пушкин». Ее установила в Риме на своей вилле «царица муз и красоты» З.Волконская вскоре после гибели поэта. Памятник на могиле Пушкина был воздвигнут в 1841 году его вдовой Натальей Николаевной.

Считается, что памятники – отражение культуры нации. У каждого из них своя судьба, своя история. И насколько сложна и трагична была жизнь самого поэта, так же порой драматично складывалась судьба монументов в его честь. Сегодня могло бы не существовать ни памятника, ни могилы А.С.Пушкина в Святогорском монастыре. В 1944 году, отступая, фашисты хотели стереть с лица земли даже память о великом русском поэте. У подножия его могилы был заложен фугас огромной силы, немцы прорыли туннель длиной 20 метров, в который были заложены мины и 10 авиабомб по 120 кг каждая. Взорвать могилу враги не успели ввиду стремительного наступления Красной Армии и благодаря самоотверженности наших саперов.

Непростой была и история создания первого памятника Пушкину в России, хотя идея о его установлении возникла сразу после смерти поэта в 1837 году. В.А.Жуковский намекал Николаю 1 о необходимости «народного памятника», но в то время сама мысль об этом была крамольной – монументы устанавливали только царям и героям, а как сказал один из приближенных царя «способность писать стишки не делает их автора выдающимся человеком».

Тем не менее, идея создания памятника Пушкину витала в передовых кругах русского общества. В 1855 году 82 чиновника Министерства иностранных дел, в списках которого когда-то числился Пушкин, обратились к своему министру А.М.Горчакову с прошением об открытии всенародной подписки на сооружение памятника. Однако сиятельный чиновник, хоть и был однокашником Пушкина, уклонился от решения этого вопроса. В 1860 году ходатайство возбудили лицеисты пушкинского и позднейших выпусков. Правительство уже не могло открыто препятствовать идее создания монумента, и, наконец, «высочайшее позволение» было получено с оговоркой: средства из госказны не выделять! В 1870 году инициативу подхватил выпускник лицея академик Я.К.Грот. Россия хотела увековечить Пушкинскую славу. Деньги собирали всем миром – в списках жертвователей – имена знаменитых людей и простых рабочих и крестьян. Постепенно, с набежавшими процентами, накопилось 106 575 рублей 10 копеек.

В результате трех конкурсов, проведенных в 1873-1875 годах, первая премия за проект памятника Пушкину была присуждена талантливому скульптору, сыну крепостного Александру Михайловичу Опекушину. Он выполнил множество эскизов, вылепил в гипсе 30 моделей, придерживаясь основного замысла – показать поэта, углубленного в свои мысли, как бы обдумывающего новое произведение. Еще пять лет ушли на изготовление модели статуи, ее отливку и изготовление пьедестала. Наконец все было готово. Однако дата открытия памятника трижды переносилась по различным причинам.

И вот наступило 6 июня 1880 года. Торжественная церемония открытия памятника превратилась в подлинно всенародный праздник, по существу первое общенародное чествование великого русского поэта. Все газеты и журналы поместили подробные отчеты своих корреспондентов об этом событии. В передовой статье газеты «Молва» писали: «г.Опекушин соединил в нем (памятнике Пушкину) простоту идеи с благородством форм. Поэт стоит и мыслит. Лицо при необыкновенном физиономическом сходстве, безоблачно, но серьезно. Идеалы и думы, неслышно и невидимо проходя по нем, сосредоточили взор и слегка наклонили голову… Поза в общем выражает твердость и бодрость, гордость духа и достоинство человека.» Журнал «Живописное обозрение» так описывал происходящее: « Красивый памятник, окруженный лавровыми гирляндами и щитами с надписями произведений Пушкина, тонул в сплошной массе людей: гимназисты, мужчины, женщины – все слилось у подножия великого поэта, все отдавало дань уму и гению.» В Доме-музее на выставке представлены материалы Х!Х-ХХ веков, рассказывающие об открытии памятника в Москве: графические и живописные полотна, книги и др. Но главный экспонат выставки – гипсовый бюст Пушкина, с которого был отлит памятник, установленный в Кишиневе спустя пять лет после московского. История создания этих двух монументов тесно связана.

Кишиневцы всегда гордились тем, что в нашем городе ссыльный поэт провел три года, Молдавия стала важной вехой в его жизни и творчестве. Еще с 1860-х годов здесь возник замысел соорудить памятник Пушкину, однако тогда его осуществить не удалось. В 1877 г. Городским головой Кишинева стал выдающийся человек Карл Александрович Шмидт, так много сделавший для благоустройства города и горожан, что они избирали его на этот пост бессменно в течение четверти века! Это он пригласил ни должность главного архитектора А.Бернардацци и при них наш город получил название маленького Парижа! К.Шмидт много сделал для открытия памятника А.С.Пушкину . Деньги для пушкинского монумента собирались по подписному листу, в результате было собрано 1000 рублей золотом. В 1880 г. кишиневцы обратились к А.М.Опекушину с просьбой изготовить для нашего города точную копию московского памятника, но в обычный человеческий рост. (Высота памятника в Москве вместе с фигурой около 11 метров.) Однако собранных денег для такого замысла не хватило. Но Опекушин нашел выход, о чем написал а письме К.Шмидту: «Позвольте предложить Вам бюст колоссальный, т.е. голова в ту же величину и с той же модели, что на Московской Пушкинской статуе.»

Работа была выполнена быстро. В 1881 г. бюст по железной дороге был доставлен в Кишинев. Под наблюдением самого скульптора была высечена колонна с пьедесталом. Сооружением памятника в 1881-1885 гг. занималась специальная комиссия. В Националь-ном Государственном архиве хранятся документы, относящиеся к открытию памятника, копии некоторых из них можно увидеть на нашей выставке.

Открытие памятника было запланировано на 26 мая 1884 г., к 85-летию со дня рождения А.С.Пушкина. Подготовка к торжественному мероприятию шла полным ходом: были приглашены почетные гости, в их числе сын поэта А.А.Пушкин, даны объявления в газетах, на памятнике высечена дата его открытия. Но тут произошло то же, что и с московским монументом – без объяснения причин открытие было отменено. И только через год, 26 мая 1885 г. памятник Пушкину в Кишиневе, при огромном стечении народа и под звуки духового оркестра, был торжественно открыт. По поводу этого долгожданного события была выпущена специальная гравюра, которая также представлена на выставке.

Если бы не перенос даты открытия, памятник в Кишиневе стал бы вторым монументом в честь Пушкина в России. Но в августе 1884 г., тоже с разными препятствиями, наконец был установлен памятник и в столице – Санкт-Петербурге. Это была также скульптура Опекушина, выполненная им ранее. Кишинев не раз приводили как пример, достойный подражания, другим губернским городам, по отношению к памяти великого русского поэта.

А гипсовый макет, с которого был отлит бронзовый бюст, А.М.Опекушин подарил в знак признательности К.А.Шмидту. Долгие годы скульптура находилась в доме градоначальника (здание напротив филармонии, на пересечении ул.Эминеску и митр.Варлаама). Уже после его смерти, его дети, решив уехать за границу, попросили экономку беречь бесценную реликвию, обещая вернуться за ней. 40 лет ждала женщина их возвращения. Не дождалась, умерла. К счастью, дружила она с народной артисткой СССР, исполнительницей фольклорных песен Тамарой Чебан, которая после смерти подруги позвонила в музей и рассказала о бюсте Пушкина. Каково же было удивление наших сотрудников, когда они увидели в старом чулане хорошо знакомую всем кишиневцам скульптуру, но выполненную в глине! Почти через 100 лет после открытия памятника он занял свое почетное место там, где ему и предназначено быть – в Доме-музее поэта. Словно сам Пушкин вернулся на Антоновскую улицу в дом, ставший ему первым пристанищем в Кишиневе.

Более того, благодаря дружбе нашего музея с Ясским музеем румынской литературы, модель памятника А.С.Пушкину в 1993-1994 гг. побывала за границей – в Яссах успешно экспонировалась выставка из фондов нашего музея «Puskin in oglinda Basarabiei». Она пользовалась таким успехом, что вместо запланированного месячного показа пробыла в Румынии четыре месяца! А размешалась она в залах музея Эминеску – вот такие бывают «странные сближенья»!

Посетители смогут сравнить кишиневский бюст с московской статуей Пушкина, ознакомиться с памятниками поэту выдающихся скульпторов Х!Х-ХХ вв.: Р.Р.Баха, М.К.Аникушина, О.К.Комова и других. Привлечет внимание альбом ныне известного московского ваятеля Григория Потоцкого, который в прошлом был сотрудником нашего музея. Сейчас его пушкинские памятники установлены не только в России, но и в Германии, Канаде, США, Египте, Сербии.

Особый интерес представляют посмертная маска А.С.Пушкина, снятая С.И.Гальбергом и бюст И.П.Витали, послужившие А.М.Опекушину и другим скульпторам в работе над созданием образа великого поэта. Дополняют выставку малые скульптурные формы – статуэтки с изображением Пушкина, бюсты и проекты памятников поэту. Среди них хорошо известные работы Н.Я.Данько и редкие И.Д.Шадра, Н.П.Пустыгина.

Памятник А.С.Пушкину - старейший в нашем городе, он – неотъемлемая часть истории и культуры столицы. Каждый год, 10 февраля и 6 июня, собираются почитатели пушкинского слова в старом парке у любимого памятника. Звучат официальные речи, стихи великого поэта, стихи и песни, ему посвященные. И, кажется, что не бронзовый бюст, а сам Пушкин внимательно смотрит и слушает нас с высоты своего постамента и времени, снова и снова убеждаясь в пророческой правоте своих строк:

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Жив будет хоть один пиит.



     Ольга Батаева. Зав.отделом Дома-музея А.С.Пушкина в Кишиневе.



главная





Сайт управляется системой uCoz